Маразмы украинских индустриальных парков
Говорят, что мы самая бедная страна Европы. Зато мы самая талантливая страна в мире. Никто не умеет воровать так, как умеем мы. И никто не умеет презирать собственный народ так, как презирает его наша власть.
Самый главный инвестиционный менеджер Украины (и глава Госинвестпроекта по совместительству) Владислав Каськив раззвонил прессе о том, что создает экспертную группу для отбора наиболее перспективных площадок строительства 10 индустриальных парков.
Простота хуже воровства. В любом деле, прежде всего, требуется профессионализм. В воровстве бюджетных денег он тоже требуется, как ни странно. Хотя бы в плане грамотного камуфляжа перед обществом. Но когда вот так? В наглую, никого не боясь, и ни от кого не скрываясь?
Не знаю, кому как, а лично мне все то, чем занимается ведомство Владислава Каськива, напоминает надувание мыльных пузырей.
Каждое начинание Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами раздувается в этакий радужный шар, обрастающий законами, постановлениями Кабмина, созданиями рабочих групп, проведениями по всему миру за бюджетные деньги роуд-шоу, сотрясениями воздуха, публикациями в прессе, радостными релизами об уверенной поступи "покращення".
Жаль только, что все эти прожекты на самом деле не что иное, как тоненькая пленка вокруг абсолютной пустоты. Вроде все красиво, а коснешься его, вникнешь в тему – хлоп, а перед тобой только маленький кусочек мыла и пальцы в чем-то неприятно склизком.
В штате только одного центрального аппарата работают более 170 специалистов, не считая 27 региональных центров и 13 государственных предприятий по управлению национальными проектами. У руководителей департаментов весьма убедительные резюме (на сайте Госагентства есть PDF файл zvit_2011 с достаточной информацией).
Простой вопрос – чем они там все занимаются?
Не так давно только ленивые не обсуждали феерическую по своей тупости ситуацию с проектом LNG-терминал и пресловутым лыжным инструктором.
Теперь перед нами раздувают пузырь создания индустриальных парков. 4 сентября прошлого года вступил в силу ЗУ "Про индустриальные парки". Откровенные ляпы из законопроекта все-таки частично убрали. Земельный Кодекс тоже подправили, позволив управляющим компаниям избежать обязательных аукционов на право аренды земли.
Но какого лешего в реестр индустриальных парков (то бишь, рассчитывающих на хоть какую-то государственную поддержку) могут вноситься проекты при условии, что на земельном участке отсутствует целостный имущественный комплекс? Как объяснил пан Каськив, так сделали, чтобы к пирогу государственных льгот не могли примазаться работающие предприятия.
Других рычагов контроля никак нельзя было придумать? Нет?
Интересно, а в курсе ли Владислав Владимирович, что по определению ЦИК в украинском законодательстве присутствует серьезная коллизия? А понятие ЦИК в обладающем большей юридической силой ЗУ «Об аренде государственного и коммунального имущества», мягко говоря, не корректно (ибо завершенный цикл производства – слишком уж растяжимое понятие).
Что мы имеем в итоге?
BFM Group Ukraine недавно разрабатывала бизнес-план индустриального парка по заказу одной районной администрации.
Очень краткий вывод. При самом оптимистичном прогнозе, где управляющая компания получает доходность не только с аренды площадей, но и всевозможных услуг участникам парка, инвестиционные капитальные затраты настолько высоки, что даже при гипотетической стоимости денег Libor+1% операционные расходы будут стабильно превышать доходы. То есть, средневзвешенный проект строительства индустриального парка общей площадью 20Га есть стабильно убыточным.
При этом ситуацию не спасает ни отмена таможенных пошлин на ввоз оборудования, ни возможные льготы и преференции по налогу на прибыль (которых сейчас еще нет), ни даже государственные беспроцентные кредиты и целевое финансирование по инженерному обустройству объекта.
Единственный приемлемый выход – вернуться к формату brownfield, то есть создавать промышленные кластеры на базе существующих промышленных комплексов.
Таким образом значительно снижаются капитальные затраты, уменьшается кредитная нагрузка, а при грамотном подходе достигается приемлемая экономическая эффективность.
Стоит еще отдельно упомянуть достаточно интересный, и как для меня, необъяснимый факт повального игнорирования таких, вроде бы элементарных вещей как наличие квалифицированного кадрового потенциала, транспортной инфраструктуры, логистических издержек при экспортно-ориентированных производствах, прочее.
Пока же Госинвестпроект стирает на калькуляторах кнопки, подсчитывая будущие дивиденды с тех $8 млд. прямых инвестиций, которые их руководитель торжественно пообещал в прессе.
Чем и как они считали эффективность в том Государственном Агентстве по инвестициям – я не знаю. Ну, их руководитель ведь величайший инвестиционный менеджер всех времен и народов! Вон, даже с лыжным инструктором миллиардные договора заключает. Куда уж нам, сирым?
Кстати, вот ответственно заявляю. Со всем, чем сейчас занимается Госинвест, могла бы гораздо качественней и результативней справиться одна, относительно небольшая инвестиционная, проектно ориентированная компания. Причем, бюджет был бы несоизмерим с тем, который они тратят на себя. Уже не говоря про бесконечные разъезды по всему шарику со своими бестолковыми инвестиционными роуд-шоу
Уверен, вся эта эйфория скоро рассеется и никто из частных инвесторов по своей воле в чистом поле никакие технопарки строить не будет. Никто сейчас не задумывается над тем, а зачем они вообще нужны? Построить, а потом думать об их профиле? Единственное, что логично укладывается в картинку – это зоны экспортного производства (потому что никаких импортозамещающих производств в таких кластерах быть не может по определению).
Похоже, кончится это (если кончится) именно бюджетным строительством нескольких больших объектов (ну конечно, украдут 50% сметы себе в карман), в которых впоследствии будет повторена история азиатских «потогонок».
Можно предположить, что искусственное создание иностранным инвесторам привлекательных для них условий будет решаться не только за счет снижения стоимости рабочей силы. Что им может быть интересно? Свободный вывоз капитала и упрощение трудового, налогового, природоохранного законодательства. Им будет интересно здесь работать тогда, когда не будет ни КЗоТа, ни профсоюзов, ни социальных гарантий, ни ответственности работодателя за нарушение норм охраны труда.
Первая ласточка уже была в виде отмены пошлин на инвестиции в виде основных фондов. За ней наверняка последуют и другие.
Наивно думать, что европейские инвесторы приносят с собой европейские стандарты и привычную для них социальную трудовую культуру. Потому-то они и переносят производства из США , Франции, Германии на Филиппины, Индонезию или во Вьетнам. Только не стоит забывать о том, что в том же Вьетнаме труд низко квалифицированного рабочего стоит еще дешевле, чем в Украине.
Нашим "покращувачам" еще есть, над чем работать, раз уж так хотят привлекать западные инвестиции. Можно минимальную заработную плату снизить, скажем, до 500грн. А чего стесняться? Кому не нравится – "досыть скиглиты, берите лапату и капайте капусту (с)".
Складывается совсем нерадостная перспектива превращения страны в индустриальное гетто с кошмарными условиями труда за копейки. А когда они введут свободную продажу сельскохозяйственной земли с легко обходимыми ограничениями, то для того, чтобы выжить, слово «эмиграция» будет уже неуместно. Скорее – срочная эвакуация.
Андрей Стадник
Эксперт по управлению проектами и инвестиционному менеджменту.
Координатор BFM Group Ukraine